Спешу поделиться событиями и мыслями, поэтому вопросы насущные, а именно осложнениябеременности при лактации обсудим немного позже.
Итак, за неделю, посвященную поддержке грудного вскармливания, мы с Вареной стали участниками нескольких семинаров, встреч с кормящими мамочками. Пообщались и подружились с мамами, для которых кормление грудью настолько естественный процесс, что на вопрос о каких-либо сложностях, они удивленно отвечали: "Сложности? Нет, не слышали"
С мамами, которые, как и я, испытывали трудности в организации грудного вскармливания и были на пороге завершения не начавшегося процесса, но путем проб и ошибок успешно кормят грудью.
Познакомились мы и с мамочками, которые в силу неполной информации и личных причин все же завершили процесс кормления.
И, знаете, за эту неделю я поняла и почувствовала какие же все мы необычные, мамы своих малышей. И даже не смотря на то, что многие не сохраняют искусство кормления грудью, от всех мамочек исходит огромная любовь к своим деткам.
Любовь и забота. Может ли быть что-то важнее?
После встреч в моем подсознании закрались вопросы: а почему же у всех мамочек такая разная информация? Почему наши мамы и бабушки рассказывают нам про грудное вскармливание совсем не то, что рассказывают консультанты и специалисты в этой области? Почему допускается так много ошибок? Когда система дала сбой и в таком действительно естественном процессе пошло что-то не так?
Ночное уединение с ноутбуком повело меня на просторы интернета в поисках ответов на мои вопросы. Соединяя отрывки в одну большую историю грудного вскармливания в моей голове все встало на свои места и пазл сложился...
Итак, поехали.
Далее текст не мой, лишь где-то доработанный и отредактированный.
Тема кормления новорожденных и детей до одного - двух лет вызывает все больше разногласий и споров. Кто-то предпочитает грудное вскармливание до самоотлучения, которое может случиться как в 8 месяцев, так и в 5 лет. Кто-то старается побыстрее найти альтернативу грудному молоку. Среди врачей вы так же не найдете единодушия по этому поводу. И возникает логичный вопрос: а как же кормили детей раньше? 50, 100, 200, 1000 лет назад?
Вернемся к истокам человечества и представим всю специфику существования людей в условиях дикой природы. Не существует никакой информации и современных исследований на тему того, как же все-таки нужно кормить ребенка грудью? Никто об этом и не задумывается. Женщина просто рожает ребенка и кормит его грудью. Питание ребенка это вопрос его выживания. Заменителей грудного молока нет, чистой воды - тоже. Любой детский писк или крик может привлечь к семье нежелательное внимание, поэтому женщина все время носит ребенка на себе и кормит его по требованию. Исключительно грудное вскармливание продолжается до тех пор, пока ребенок не начинает проявлять пищевой интерес к продуктам питания.
Грудное вскармливание - это абсолютно естественный процесс, но с развитием социума он стал сильно зависим от общественного мнения, обязательств, моды и оброс огромным количеством мифов и заблуждений.
Если обратиться к Российской истории, то мы видим, что в купеческих и крестьянских семьях кормили долго, поскольку это увеличивало шансы ребенка на выживание. Грудное вскармливание обычно продолжалось в течение трех долгих постов - два Больших поста и один Успенский или наоборот. Таким образом, в сумме получалось около 1,5-2 лет. В жаркое время детская смертность увеличивалась из-за кишечных инфекций, поэтому летом от груди не отлучали даже подросших детей. Эта практика, кстати, сохраняется и по сей день.
Но на здоровье и выживание младенцев в большой степени оказывали влияние различные суеверия. Например, в некоторых областях России считалось, что мать не должна кормить ребенка грудью до крещения. Подобные поверия, а так же необходимость матери работать породили различные «заменители» грудного молока. Использовались разные ухищрения, чтобы хоть как-то компенсировать грудное вскармливание в отсутствие матери. Все они в основе своей имеют примерно одинаковые компоненты. В исторических документах встречаются описания так называемой «жёвки». Это пережеванный хлеб или каша, пропитанные сладкой водой или животным молоком. Жёвку заворачивали в ткань или закладывали в рог со спиленным концом, на который надевался сосок и давали ребенку, пока мать выполняла свои бытовые обязанности. С появлением зубов дети получали ту же еду, что и взрослые.
В высших сословиях грудное вскармливание подчинялось модным веяниям. Когда-то это считалось предпочтительным, но чаще всего женщины высшего общества самостоятельно не вскармливали своих детей, так как это портило форму груди. Для этих целей нанимались кормилицы. Сама роженица после родов туго перевязывала грудь, чтобы препятствовать возникновению молока. К слову, эта процедура унесла не мало женских жизней, так как нередко вызывала сильнейший мастит.
Вплоть до начала ХХ века вопрос детской смертности стоял очень остро. Количество детей недоживших до двух лет в разных регионах существенно превышало 50%. Смерть ребенка была обычным делом - «Ничего не поделаешь, значит судьба такая». Однако, нетрудно было отследить, что независимо от географического и социального положения наилучшие показатели выживаемости детей достигались путем соблюдения простых правил:
- кормление по требованию
- исключительно грудное вскармливание до 6 месяцев
- соблюдение элементарной гигиены
- своевременное удовлетворение потребностей ребенка
В 20х годах ХХ века выходит «Книга матери (Как вырастить здорового и крепкого ребенка и сохранить свое здоровье)». В этой книге были описаны простые и естественные правила ухода за ребенком, которые позволяли существенно увеличить выживаемость. Собственно с этими рекомендациями мы имеем дело и сейчас, например: кормление по требованию, грудное вскармливание минимум до года, свободное пеленание, соблюдение гигиены ребенка и окружающего его пространства и тд.
Несмотря на активное просвещение матерей было не так просто сломать устоявшиеся традиции ухода за детьми. Детская смертность значительно снизилась, но все равно имела угрожающие для СССР масштабы. Потеря человеческих ресурсов была колоссальная - Первая мировая война, революция, голод, репрессии… Возникала острая необходимость повышения выживаемости. Все это привело к повышенному медицинскому вниманию к процессам беременности, родов и уходу за младенцами. Именно тогда появились правила, что роженица и младенец должны находиться в стерильном помещении и все процедуры: осмотры, манипуляции, грудное вскармливание - осуществляются в четком режиме. Перед кормлением женщина должна с мылом вымыть руки и грудь, надеть косынку и чистую одежду.
В связи с потерями мужского населения основной рабочей силой были женщины. Помимо ухода за ребенком, мать должна была продолжать работу. Поэтому на предприятиях ввели специальные перерывы для кормления ребенка. Именно тогда окончательно устоялось мнение о том, что через несколько недель после родов женщина должна отдать ребенка в ясли и выйти на работу. Кормление по режиму облегчало работу и матери и персонала по уходу за детьми. Тогда же регламентировался детский сон - младенец должен спать всю ночь. Иначе вымотанная ночными кормлениями мать не сможет выполнять свои обязанности на производстве. Появилась всем знакомая рекомендация - игнорировать детский плач. Спустя несколько ночей, проведенных в безрезультатной истерике ребенок поймет, что звать маму бесполезно.Тогда же женщин стали обучать после кормления сцеживать обе груди до последней капли. Это было необходимо, чтобы сохранять лактацию. Количество кормлений в течение дня было слишком мало для достаточной выработки молока.
После войны началось широкое распространение искусственных заменителей грудного молока - смесей. Для многих матерей они стали настоящим спасением, так как постоянное сцеживание и маститы никому не доставляли удовольствия. Но состав смесей был очень далек от совершенства. В них было недостаточно питательных веществ, необходимых для нормального роста и развития ребенка. Дети нуждались в дополнительных источниках витаминов, по этой причине сдвинулись сроки введения прикорма. Примерно с месяца младенцам давали соки, к трем месяцам ребенок уже питался овощными и фруктовыми пюре и к шести месяцам переводился на общий стол. Однако, к 60-м годам сроки введения прикорма стали сдвигаться, поскольку стало очевидно, что слишком ранний прикорм негативно сказывается на детском здоровье.
Каждый пример организации грудного вскармливания продиктован особенностями конкретной исторической эпохи. И примерно с 60х-70х годов ХХ века общество, ориентируясь на опыт поколений и развитие медицины и исследований, очень медленно возвращается к схеме грудного вскармливания максимально приближенной к задуманной природой - кормление по требованию и позднее введение прикорма. Однако, каждая мама сама выбирает стратегию кормления своего ребенка и имеет на то уважительные причины. Существуют случаи, когда подобная схема может быть неадекватна для конкретной мамы и ее ребенка, поэтому ориентируйтесь на собственные ощущения и рекомендации врачей.