Большое количество вопросов начинаются именно со слов «а это правда, что?» А еще – а это нормально? А должно быть так? И так далее. За этими вопросами стоят и праздное любопытство, и страх, и восприимчивость натуры, но чаще банальная неграмотность, незнание простой анатомии и физиологии. И я не говорю о специальном медицинском образовании, лишь о том, что базовые знания об устройстве организма очень и очень необходимы. Вопросы без ответа порождают множество деформированных понятий.
Жизнь женщины наполнена многочисленными физиологическими процессами – менструация, овуляция, беременность, лактация т.д. Каждый из этих периодов окутан множеством мифов и в отсутствии знаний множатся вопросы «правда ли, что...?».
А у нас с медицинской грамотностью беда-беда... Школьный курс чрезвычайно скуп на знания «про это» и, откровенно говоря, успевает закончиться, не успев толком начаться. Не секрет, что учителя биологии отнюдь не всегда в состоянии достойно справиться с такой «неудобной» темой как анатомия и физиология половой системы. «Параграф такой-то читаем сами». Читают сами, ага. Хихикают, смущаются, рассматривают картинки, пролистывают. И остаются один на один со своими вопросами, твердо усвоив урок – все темы «про это» под запретом. И вырастают из мальчиков и девочек взрослые люди, не имеющие порой представления о строении и функционировании собственных органов.
Хорошо, если в семье отношения доверительные и мама девочки в состоянии правильно повести себя и без страха и насилия дать грамотные базовые знания, подобрать литературу, познакомить дочку с врачом-гинекологом. А если нет? Тогда ответы на неизбежные вопросы черпаются из любительских блогов и форумов, во дворах, от друзей-подружек и других не всегда адекватных источников.
Ученье – свет!
Рисуется грустная картина, но выход есть! Как минимум, два.
Первое - это самообразование. Очень важно выбрать правильный ресурс. Это обычные учебники по анатомии и физиологии, нет-нет, не для студентов медицинских ВУЗов, из этого ада редко кто выплывает) На сегодняшний день существует масса адаптированной литературы, с картинками, дисками и т.д.
На просторах интернета, как известно, найти можно все и многочисленные сайты готовы поведать обо всем – не только об анатомии и физиологии, но и просветить по всему спектру медицины! Как поставить диагноз, что означают результаты анализов, как вылечить ту или иную болезнь и многое другое. Казалось бы, все есть, бери и пользуйся, читай, узнавай, лечись на здоровье. Вот тут-то нужно проявить бдительность и особое внимание! Нужно иметь ввиду, что информация, полученная из сети, обязательно должна иметь медицинское происхождение и касаться только (!) общих образовательных вопросов. Что касается постановки диагноза и назначения лечения – никакого интернета. Строго.
Второе - консультация врача-гинеколога. Хотите секрет? – к врачам можно ходить не только когда что-то болит, но и просто так) Задать вопросы, получить квалифицированные ответы. Что-то не поняли? Спросите еще раз. Еще сто раз. Отмечу, что самый продуктивный и грамотный подход – это живое общение. В эпоху высоких технологий мы норовим решать вопросы, не вставая с дивана. Зачастую так и происходит. Но никогда консультация в сети не заменит полноценную встречу с врачом. Именно в кабинете у врача, на приеме могут всплыть нюансы, которые могут оказаться поворотными. Я уж молчу про невозможность осмотра при онлайн-консультациях). Шутки про веб-камеры не принимаются.
«My Fatal Mistake»
Если же половое созревание девочки проходит без правильной теоретической поддержки, то отсутствие или неверные знания могут сыграть с ней злую шутку. Зачастую девочки, стесняясь или не обращая внимания на симптомы патологии, оказываются заложниками ситуации. Нередки примеры, когда девочка, не предупрежденная о том, что у нее может начаться менструация, страшно пугается этого процесса, переживает огромный стресс, скрывает происходящее. Случается, что девочки в период менархе (первой менструации) нуждаются в медицинской помощи! Но они терпят и выраженные боли, и объемные кровотечения, поскольку не владеют знаниями от том, как «правильно».
Именно неграмотность множит страхи и ошибки. Многие проблемы, возникшие «от незнания» существенно влияют на будущий репродуктивный потенциал. Последствия половых инфекций, аборты, неправильное (!) использование гормональных препаратов и т.д. часто влекут за собой каскад изменений, порой необратимых.
Человек – это же не просто биологическое тело, функционирующий организм. Это много больше – жизненный путь, душа, судьба, талант, мысли, чувства. И как важно владеть знаниями, чтобы не допустить ошибок, ведь порой их цена столь велика, что оставляет глубокий след не только в органах, но и в душах.
Нахлынули воспоминания...
На заре своей деятельности я долгое время работала в Ассоциации детской гинекологии, читала лекции в школах. По сей день считаю это важным моментом своей профессиональной биографии, ибо от первого контакта с «настоящим гинекологом» часто зависит дальнейшее отношение подростков к врачам и медицине. Помню полные классы девочек, их настороженные взгляды, недоверие в первые минуты общения. Мол, привели врачиху, ща будет втирать, что секс вредно и опасно, знааааем.... Криво улыбались, переглядывались, прятали глаза как будто я была прислана за что-то их отругать и следом дать строгий наказ.
И так было важно наладить контакт, мягко и тактично начать разговор, разбудить доверие. И потихоньку мы шли навстречу друг другу, таяли, распахивали глаза и души и общались. Про то как устроен женский организм, какие процессы происходят сейчас и случатся потом. Что нормально, а что требует незамедлительного обращения к врачу. Какие ощущения могут переживать на том или ином этапе взросления. Про то, как великое таинство материнства, данной женщине начинает свой путь уже в их возрасте. И еще много всего-всего. Я рисовала смешную матку с крыльями, изображала овуляцию, отлично получались у меня грустные капельки, символизирующие менструацию. Полное отсутствие у меня художественного дара не смущало никого)
Звенел звонок, но мы не расходились, девочки обступали меня и продолжали сыпать вопросами «а правда, что?...». Часто из таких разовых встреч вырастали целые циклы и я возвращалась в школы, вновь встречалась со своими классами и мы проходили половое созревание, гигиену, менструацию, контрацепцию и многие другие «темы уроков».. Без оценок, контрольных и домашних заданий. Это были очень важные уроки и никто никогда их не прогуливал.
Я благодарна моим первым девочкам-пациенточкам за то, что научили меня столь хрупкому, доверительному общению. Каждый их вопрос «а правда, что?» принимать уважительно, стараться преподнести информацию максимально адаптировано.
Часто на приемах слышу фразу о том, что мол, я сейчас задам глупый вопрос, наверняка все знают, кроме меня, одна я такая... Нет-нет! Не бывает глупых вопросов, бывает глупое невежество. Нужно спрашивать, уточнять, выяснять, нужно ЗНАТЬ.
На нашем сайте мы собираем ответы на вопросы пациентов. Например, как проходит консультация гинеколога. И другие. Читайте, будьте с нами. И будьте здоровы.