Нет в природе ничего более великого и загадочного, чем зачатие человека. В нем она словно бы реализует свои наивысшие возможности. Потому что создает при этом не просто новую жизнь, а нечто гораздо большее
Женщина-мать, "колыбель рода человеческого", являлась для него олицетворением самой природы, и замечательно, что самые ранние изваяния, дошедшие до нас, — это каменные фигуры женщин с непомерно большими грудью и животом. Эти, на первый взгляд, уродливые идолы, иронически названные "Венерами", были для наших предков предметом поклонения, залогом счастья и благополучия людей.
С незапамятных времен тайна зачатия, родов, материнства занимала особое место в сознании людей. У человека каменного века, приписывавшего силам стихии человеческие свойства, культ женщины-матери достигал поистине космических масштабов и вызывал священный трепет и благоговение. Вопросы плодовитости людей нашли свое отражение и в богатой мифологии древних цивилизаций. На барельефах в некрополе Осириса в Городе Скарабея, Абидосе, мы видим, что главным моментом в оживлении Осириса его женой-сестрой Исидой было изготовление Исидой фаллоса и вдыхание в него жизни. Осирис воскресал и воскрешал к новой жизни весь мир. В Древнем Риме на самых почетных местах были статуи Приапа, бога плодородия. И у него символом богатого урожая является большой напряженный фаллос.
В древности государство пыталось активно влиять на плодовитость людей, главным образом в сторону повышения плодовитости. Так, в Афинах был издан специальный закон, запрещавший безбрачие, потому что все женщины должны были рожать граждан государству (3).
Вскоре после того, как при императоре Августе женщина в Древнем Риме была взята под защиту закона в ее имущественных и личных правах, и там был издан закон против безбрачия, Lex Poppaea .
Хотя христианство, быстро ставшее мировой религией, не запрещало, но даже поощряло безбрачие, бесплодие в семье считалось тяжким небесным наказанием, бесплодная женщина часто становилась предметом упреков и насмешек окружающих. "Неродица" — таким обидным словом называли бесплодных женщин на Руси (Н. Лесков, "Леди Макбет Мценского уезда"). С развитием медицины, науки, культуры проблема бесплодия стала приковывать все больше внимания со стороны врачей, социологов, политиков, священнослужителей.
На рубеже веков отец русской гинекологии В. Ф. Снегирев писал: "Кроме того, благодаря нашим общественным условиям, как то: образованию, воспитанию и социальному положению женщины, число недостатков развития матки увеличивается с каждым годом. А так как недостатки эти влекут за собой бесплодие, то значение этой болезни приобретает уже характер государственной и социальной важности, ибо тесно связано с вопросом о плодовитости женщин, и, стало быть, с вопросом о народонаселении" ("Маточные кровотечения", с.382-383).
В наше время, в условиях НТР, несказанно поднявшей уровень жизни людей, бесплодие в семье часто является причиной того, что такие семьи чувствуют себя глубоко несчастными, они намного менее устойчивы, нежели семьи, имеющие детей. В таких семьях не может быть в полной степени реализовано право на создание семьи, являющееся одним из основных прав человека в Декларации прав человека ООН (33). Таким образом, при выработке эффективных методов лечения бесплодия современная медицина могла бы внести весомый вклад в дело построения более гармоничного, более счастливого общества.
Выступая в 1903 году на 1 съезде Общества российских акушеров и гинекологов, В.Ф. Снегирев говорил, что "вся глава о менструациях и их расстройствах, глава о бесплодии — суть главы еще не тронутые".
В настоящее время мы можем с гордостью сказать, что медицина значительно продвинулась в постижении физиологии и патологии воспроизводства человека. Достигнуты крупные успехи в лечении некоторых видов бесплодия, в частности, обусловленных гиперандрогенией и гиперпролактинемией, однако очень многие аспекты этой важной медицинской и социальной проблемы еще требуют разрешения. Мы еще очень мало знаем о бесплодии неясного генеза, далеко не удовлетворительно обстоят дела с лечением так называемой "недостаточности фазы желтого тела", одной из центральных проблем медицины продолжает оставаться лечение бесплодия, обусловленного нарушением структуры и функции маточных труб. С чем же связано то, что по сравнению с другими разделами акушерства и гинекологии в деле лечения бесплодия имеется в некоторых отношениях значительное отставание? Это обусловлено, прежде всего, тем, что природа очень неохотно раскрывает тайны самых начальных этапов беременности.
Очень точно сказал Л. Н. Толстой:
От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние. От зародыша до новорожденного — пучина. А от несуществования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость.
Следующая глава - Прогестация: беременность от зачатия до имплантации