Беременность (graviditas) млекопитающих включает в себя два периода: прогестации и гестации (76).
В течение первого периода зародыш находится в свободном состоянии в половых путях женщины, в то время как во второй период он прикреплен к матке с помощью плаценты.
Переходным этапом между прогестацией и гестацией является нидация, или имплантация, характеризующаяся погружением зародыша в слизистую оболочку матки.
В течение прогестации оплодотворенная яйцеклетка делится и развивается до стадии зародышевого пузырька, или бластоцисты, стадии, на которой происходит нидация. Длительность периода прогестации около семи дней. Гестация, в свою очередь, делится на эмбриональный и фетальный периоды развития.
После имплантации и установления маточно-плацентарного кровообращения развитие беременности протекает обычно гладко. Однако в период прогестации сложные процессы созревания и миграции гамет, оплодотворения, развития и миграции плодного яйца, подготовки к имплантации слизистой оболочки матки, собственно имплантация должны быть точно координированы и синхронны. В случае малейших отклонений от нормы любого из названных процессов шансы успешной имплантации резко снижаются.
Таким образом, успешная имплантация является итогом правильного течения всех прогестативных процессов, а результат успешной имплантации есть установление надежной устойчивой связи между организмом матери и зародышем.
Следовательно, проблема бесплодия есть в первую очередь проблема понимания процессов прогестации и управления ими.
Есть ли резервы, которые могут позволить значительно увеличить успешность лечения различных видов нарушения плодовитости человека? Очевидно, есть (52). Расчет вероятности наступления беременности в данном овуляторном цикле, при условии того, что половая связь с фертильным партнером имела место в надлежащее время, показывает, что она (вероятность) составляет 23-28% для замужних женщин, не живших половой жизнью до брака и никогда не пользовавшихся противозачаточными средствами (102). А для здоровых женщин, употреблявших раньше противозачаточные средства, эта вероятность еще ниже (123). Такой низкий выход лишь частично может быть обусловлен аномалиями зародыша (53%) и двадцатипроцентная разница пока никак не объяснима (45). Сообщалось (125), что путем определения хорионического гонадотропина (ХГ) плазмы у здоровых нормально овулирующих женщин была выявлена потеря 8% зародышей.
Очевидно, что это лишь верхушка айсберга, так как детекция зародыша зависит от его способности развиться до стадии выработки определяемых количеств ХГ. Приняв же во внимание, что лишь часть не имплантировавшихся зародышей была ненормальной, и что число зародышей могло бы быть еще больше при стопроцентном успехе оплодотворения, можно сделать вывод, что даже здоровые женщины демонстрируют довольно большой процент репродуктивных неудач. Сознательное управление механизмами прогестации теоретически могло бы повысить эффективность репродукции даже здоровых женщин, не говоря о бесплодных или субфертильных женщинах. Вопрос о преимуществах и недостатках такого управления требует особого обсуждения.
Перейти к содержанию цикла статей: "Введение в медицину репродукции. Зачатие у человека."
Следующая глава - Понятие о бесплодии неясного генеза